Войти с помощью

Архив
23 февраля 2003

Церковь Виссариона:

   Апокалипсис (от греческого - откровение) Иоанна Богослова является одной из канонических книг Нового Завета, где подаются картины будущего столкновения между «воинством небесным» и «силами антихриста», а также повествуется о «страшном суде» и «тысячелетнем Царстве Божьем». На Апокалипсис ссылаются представители ряда религиозных течений для обоснования пророчества «близкого конца света».    Религиеведческий словарь.                Бум вокруг празднования 2000-летия Рождества Христова и тревожное ожидание на фоне социальных неурядиц, многочисленных природных катаклизмов и техногенных катастроф «конца света» вызвало к жизни в постсоветcких государствах многочисленные «апокалиптические» учения. Некоторые из них ныне имеют сотни приверженцев, прочие - единицы (включая самих создателей).    Мало кто помнит сейчас содержание распространяемых в то время «посланий» новоявленных «Саваофов», «Христов», «Дев Марий», «Иоаннов Богословов» и пр. желающих облагодетельствовать человечество. Однако, притчей во языцех (во многом благодаря прессе) стало пресловутое киевское Белое братство, охватившее своим влиянием огромную территорию: от Львова (на западе) до Омска (на востоке). Учитывая намерение членов Братства во главе с Ю.Кривоноговым и М.Цвигун встретить в октябре 1993 года «конец света» и «вознестись на небеса», киевские правоохранительные органы своевременно пресекли возможные жертвы среди сектантов. За попытку организации массовых беспорядков в столице Украине и нанесение ущерба памятнику мировой культуры Софиевскому собору было арестовано свыше 400 «братьев».    Казалось бы, приговор, вынесенный судом в 1996 году инициаторам вышеупомянутой акции, обвинённым к тому же в мошенничестве и нанесении вреда здоровью своим адептам, расставил все точки над «і». Однако, странным образом, на смену постепенно сошедшему со сцены кривоноговскому Братству пришла очередная «сила», о которой на исходе прошлого века знали немногие.    Движение последователей Виссариона (Христа Минусинского) возникло и распространилось Росии после 1990 года, т.е практически одновременно с Белым братством. Её основатель Сергей Тороп, родился в г.Краснодаре в 1961, имеет среднее образование. С 1987 г. он проживал в г.Минусинск Красноярского края, где некоторое время работал участковым милиционером.    В 1991 году Тороп провозгласил себя “Иисусом Христом во втором пришествии” и взял себе духовное имя Виссарион. Объездив свыше 50 городов России, “новоявленный Спаситель” провозглашал близкий “конец света”, призывал к спасению в новой “земле обетованной” на берегах озера Тиберкуль, что на юге Красноярского края. Там, по его замыслу, в районе села Курагино должен возникнуть “Новый Иерусалим”. Этот “оазис новых людей” якобы будет существовать благодаря натуральному хозяйству и самообеспечению, как “идеальное поселение избранных”, которые составят “основу нового человечества”. Призыв Виссариона нашел последователей. Свыше двух тисяч человек, желая обрести обещанную новоявленным “мессией” гармониию с собой и природой, переехали в Сибирь для строительства “города Солнца”.    Иерархическая структура организации чем-то напоминает масонскую: существуют несколько кругов (по степени убывания святости): Минусинский район Красноярского края - Сибирь - Россия - территория восточнославянских государств и т.д. Поэтому общины виссарионовцев вскоре появились в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Чебоксарах, а несколько позднее - в Украине, Белоруссии, Латвии и Казахстане.    Первоначально выступив с идеей “Единой мировой религии”, Виссарион стремился собрать "под одну крышу" разные вероучения. Согласно его доктрине, в то время как многочисленные миры заселены “холодными рационально-рассудочными существами”, наша планета является счастливым исключением, поскольку имеет “Отца Небесного воплощённого в Сына” (под последним, естественно, Тороп подразумевал самого себя). Позаимствовав из восточных религий идею реинкарнации (перевоплощения), “живой Иисус” ограничил её 10 рождениями в теле, после чего якобы наступает окончательно предназначение человека - рай или ад. Спасти Землю от экологической катастрофы возможно только поселением в “енергетическом сердце Земли” на берегах Тиберкуля и жизнью согласно заповедей виссарионовского “Последнего Завета”.    Культовая практика новой секты, принявшей название «Церковь Последнего Завета», предельно проста. Большая роль отводится свечке, которую зажигают во время трапезы с целью “очищения пространства от тёмных энергий”. Символом конфессии является крест в круге, що означает единство чотирёх религий - даосизма, буддизма, христианства и ислама, а объектом поклонения – собранные в своеобразный иконостас фотографии Виссариона, перед которыми зажигают свечи и провозглашают молитвы. При этом Тороп умело спекулирует на своём внешнем сходстве с общепринятым (каноническим) обликом Христа.    Опять напрашивается аналогия с основателем Белого братства 0Юрием Кривоноговым., который пытался убедить окружающих в “родстве” себя и своей наперсницы Марины Цвигун с “высшими божественными существами”. Без сомнения, прежде чем приступить к своей “божественной миссии”, Тороп внимательно изучал теорию и практику “братьев”. Видно сила выработанной привычки и потребность в поклонении “живому богу” стала столь велика, что многие бывшие соратники Кривоногова ныне являются беззаветными приверженцами культа Торопа-Виссариона.    Кто есть кто в общинах виссарионовцев? Социологические исследования здесь дают такую картину: преимущественно мужчины (где-то 60%), люди среднего возраста, в основном с высшим образованием. Затем общины конфессии пополнили лица зрелые, активного возраста, с образованием. Платформу движения составили семьи, так как около 70% его последователей состоят в браке. Поэтому не совсем верно утверждения, что преимущественно личные проблемы ведут людей к Виссариону. Около 60% опрошенных заявили, что они были ранее довольны и своей работой, и вообще своей жизнью. Среди тех, кто приехал в сибирский «Новый Иерусалим», много лиц творческих профессий - художников, музыкантов, артистов, есть также отставные офицеры, медики, учителя и специалисты средней квалификации.    Что побудило их менять свой упроченный образ жизни и пополнять ряды приверженцев нового религиозного течения? Прежде всего потеря жизненных ориентиров, прогрессирующие индивидуализм и бездуховность в обществе, возрастание преступности в городах, социальная незащищённость, неприятие культа наживы и насилия. То есть, виссарионовство не является следствием какого-либо внешнего миссионерства, а стало проявлением пассивного социального протеста постсоветского человека, утратившего веру в коммунистическую идеологию (которой ранее искренне доверял) и в условиях демократического общества ищет ей замену, духовное средство самоопределения в мире.    Признаем, что Сергею Торопу удалось уловить настрой определенных общественных прослоек современной эпохи, озвучить их пожелания и своеобразно ответить не только на вопрос: "Как дальше жить?", но и очертить для ищущего и "лишнего" для общества человека, хотя и утопический, но путь к счастливому бытию. Вначале это были общины - "объединения верующих для общего выполнения обрядов и предоставления материальной взаимопомощи в жизни". Благородная цель - одолевать всяческие препятствия при построении «Нового Иерусалима» во имя спасения всего человечества - объединяла последователей движения. Приезжие сперва расселялись в так называемых "общинных домах" в Минусинске и ближних сёлах. Привезенных денег вначале хватало, вопрос экономического и физического выживания перед неофитами не возникал.    Тем не менее, радужные планы - развитие народных промыслов, создание швейной мастерские, столярного цеха и других производств с целью получения средств для обеспечения жизни - в сибирском отлюдье закончились ничем. Возрастало обнищание приезжих семей, актуализировалась проблема безработицы, а количество тех, кто желал строить "город Солнца", не уменьшалась.    Впрочем, определённый отток новообращённых из ЦПЗ вызвала скрытая дискриминация. Ведь фактически роль члена виссарионовской церкви в иерархии определяет место его прежнего проживания или рождения. Если в киевском Белом братстве основную скрипку заправляли выходцы с Украины, то в Церкви Последнего Завета руководящие должности занимают исключительно россияне, а «братья-малороссы» используются (хотя это и не афишируется) на «чёрных» работах.    В 1995 году состоялось преобразование Общины Единой Веры (первоначальное название структуры Виссариона) в Церковь Последнего Завета (ЦПЗ). В «зону», то есть поселение возле Тиберкуля, разрешалось отныне въезжать на проживание лишь тем, кто безвозмездно соглашался строить «Новый Иерусалим». Объявив последний «эконоосферным поселением», виссарионовцы надеялись на зарубежных спонсоров. Из полученных в аренду 250 га земли они на 21-м га начали строить посёлок на 120 семей, а на остатке территории разбивают лесопарк.    Деловая активность общинников особенно выросла в 1997 году, когда ряды поселенцев пополнили зажиточные люди. Хотя “новый месия” и осуждает материальные блага, но именно благодаря пожертвованиям состоятельных новообращённых он получил возможность издавать литературу в добротном полиграфическом исполнении, осуществлять многочисленные миссионерские вояжи своих последователей как в различные регионы России, так и за её рубежи.    В своей речи во время праздника «Свершение» 18 августа 2000 года Виссарион заявил: «Много кто ошибается, думая, что приехав сюда (в Минусинск), они тем самым уже получат спасение, и ошибаются серьезно. Не выйдет здесь просто скрываться под именем верующего». Попросту говоря, новоявленный «мессия» дал понять своим приверженцам, что «Город Солнца» не «резиновый», а потому несостоятельным адептам новой веры необходимо внедрять её в массы по месту своего постоянного проживания. Впрочем, жертвователей больших сумм подобные ограничения не касались.    Согласно новой концепции ЦПЗ, “священным поселением” является только “Новый Иерусалим”, что строится в сибирской тайге. Однако подобные ему «экопоселения» Виссарион разрешил организовывать и в других регионах. Первым из них в Украине появилась 14 апреля 1998 года постоянная “светлица” в селе Веприк на Полтавщине, в которой поселилось около 30 лиц. Это “сказочное поселение”, как его описывает выходящая в Харькове газета последователей «Единой веры», призвано «соединить чад Божьих, что принимают истину, для совместного проживания и выполнения сказанного Учителем».    К полтавской «светлице» ежегодно прибиваются поодиночке виссариониты из разных областей Украины. Как ни странно, они даже достигли соглашения с православным священником о.Петром и используют для моления сельскую церковь Николая Чудотворца. Руководит общиной некто Виктор Запорожский-Петербуржский. «Экологичность» поселения подразумевает полную изоляцию от внешнего «нечистого» («неэкологичного», с точки зрения виссарионовцев) мира, от влияния государства и светского общества, что вызывает настороженное отношение местных жителей и представителей органов власти к «пришельцам».    Характерной особенностью новых религиозных течений, являются ограничения в еде. Применительно к организации приверженцев Торопа, из употребления в пищу изъяты все продукты животного происхождения, жиры (в т.ч. и растительные), сахар, соль, специи, дрожжевой хлеб и пр. Рацион виссарионовцев составляют каши на воде, овощи, грибы, орехи, мёд, ягоды и травы.    Как утверждают лидеры церкви, в семьях жителей «Города Солнца» рождаются и вырастают на соевом молоке «чудо-дети», обладающие, якобы, феноменальными способностями. Специалисты скептически относятся к этим утверждениям. Они считают, что лишение детей животных белков. Особенно в раннем возрасте приводит к торможению умственного и физического развития ребёнка, а единственной их «феноменальной» является внушаемость и восприимчивость идей «гуру». К слову, в своё время основатель Белого братства Ю.Кривоногов перевёл своих последователей на бобовую диету, но после того, как сам «пророк» вследствие этого получил расстройство желудка, бобы, горох и соя были исключены из рациона «братьев».    Общепринятая государственная система образования (особенно высшего) считается «сатанинской». В своём "Письме о новой школе" Виссарион ограничил время обучения детей своих последователей начальным образованием, а воспитание - сказкой. Юные сектанты учатся лишь азам чтения, письма, осваивают ремёсла. На замечание о том, что дети могут захотеть продолжить своё образование, функционеры церкви без тени сомнения отвечают: «А зачем им учиться, если мир ожидает скорый конец света?»    Под давлением внешних факторов (интерес к деятельности структуры стали проявлять правоохранительные органы), некоторые ограничения были сняты. Формально руководство Церкви объявило о снятии ограничений сна, регламентации отдыха и общения. В домах некоторых общинников (но только за пределами «Нового Иерусалима») разрешено иметь светскую литературу, периодику, радио, телевизоры, компьютеры. С 1995 года ослабли требования к диете, хотя и сохранился запрет на употребление мяса, рыбы и яиц. С 1997 года «мессия» вменил в обязанность детей общинников посещать школы в обязательном порядке. Впрочем, целью подобных «либеральных реформ» является попытка (кстати, довольно успешная) дистанцироваться от практики пресловутого Белого братства, прочих тоталитарных группировок и избежать ответственности за нарушения действующего законодательства.    Впрочем, виссарионовцы и поныне отказываются от службы в армии, не признают государственной медицины, ссылаясь на недостатки традиционных методов лечения.    Как уже упоминалось, учение «Христа Минусинского» активно распространяется и на просторах нашей страны. Его местные приверженцы, при активной финансовой поддержке российских миссионеров, небезуспешно стремятся расширить сеть своих оргструктур в различных регионах Украины. Пока ещё незарегистрированные виссарионовские общины функционируют не только в «русскоязычных» регионах (Одесса, Харьков, Донецк, Запорожье), но и в Волынской, Полтавской Киевской и Черкасской областях. Их численность неуклонно возрастает, несмотря на постоянный отток части верующих в Красноярский край.    Пикантная ситуация возникла вокруг регистрации устава киевской общины ЦПЗ, которую возглавляет бывший партработник и бывший депутат Верховного Совета Украины В.Романюк. На основании положительной экспертной оценки и рекомендации Государственного комитета по делам религий Украины, Управление по делам религий г.Киева в ноябре 2001 года было вынуждено зарегистрировать устав и предоставить официальный статус местной общине виссарионовцев. Всё бы ничего, но любопытным является факт, что тот же Госкомитет ранее дал абсолютно негативное экспертное заключение в отношении всё той же структуры. В нём, в частности говорится, что деятельность указанной организации не содействует гармонизации государственно-церковных отношений, а соблюдение доктрины Церкви Последнего Завета может привести к ухудшению физического и психического здоровья её последователей. Но, как говорится «поезд тронулся» и, по мнению специалистов, официальное признание ЦПЗ дало «зелёный свет» активизации в Украине тоталитарных неорелигиозных образований.    В ноябре 2001 года в Киеве побывал гражданин Росии В.Капункин – «правая рука» Виссариона. С целью оказания содействия местной общине в организации агитационно-пропагандистских мероприятий, он провёл «благотворительные концерты» в киевском Доме учителя и в г.Вышгород (Киевская область).    Вскоре виссарионовцы, возглавляемые Капункиным и вышеупомянутым В.Романюком, приняли участие в массовых «культурно-просветительских» мероприятиях мистико-оккультных организаций (присутствовали даже члены китайской секты «Фалунгунь») на территории историко-архитектурного заповедника “”София Киевская”. По сути, эти действия стали грубым нарушением Постановления Кабинета Министров Украины (№1005 от 9.08.2001г.) “Об использовании культовых сооружений – выдающихся памяток архитектуры, которые не подлежат передачи в постоянное пользование религиозным организациям”. Согласно указанного документу, разрешение на проведение подобных мероприятий может предоставлять Государственный Комитет строительства, архитектуры и жилой политики”.    Следуя примеру своих полтавских собратьев, ныне члены киевской общины ЦПЗ, намереваются организовать «экопоселение» в одном из населённых пунктов Макаровского района Киевской области.    Чтобы понять феномен успеха Церкви Виссариона, прежде всего следует осознать то, что основной причиной его появления и роста является драматическая ситуация в материальной и духовной сферах жизни нашей страны. Обездоленные или разочарованные люди в отчаянии бросились искать отрады в новых религиозных движениях. При этом они проявляют недоверие к традиционным религиям, которые, игнорируя судьбу отдельного человека, работают «на массу» и обеспечение счастья «на том свете», не учитывая, что простому человеку хочется иметь «синицу в руке», а не «журавля в небе». Именно эту «синицу» (духовное успокоение, удовлетворение повседневных потребностей, здоровый образ жизни) Виссарион и обещает своим адептам. Насколько ему это удается сделать и в какой способ, это уже другой вопрос.    Методы деятельности сторонников ЦПЗ вызывают тревогу и возмущение не только у представителей традиционных конфессий, но и у людей далёких от религии, считающих распространение виссарионовства в Украине опасным для общества. Они обращают внимание на последнее «пророчество» Торопа, в котором 2003 год провозглашается последним годом существования Земли. С целью обрести «спасение» многие местные сектанты продают своё имущество и намереваются в ближайшее время выехать семьями или поодиночке в Красноярский край.    По логике, компетентные государственные структуры должны учитывать эти обстоятельства при формировании своей политики как в духовно-культурной, так и в социальной сферах, адекватно реагируя на факт распространения в Украине новых религиозных движений. И странной в этой связи является позиция Госкомрелигии, фактически поощряющая деятельность тоталитарных группировок, управляемых к тому же зарубежными центрами.    Возникает закономерный вопрос: что это - недомыслие или сознательные уступки неким силам, стремящимся превратить Украину в полигон для испытаний в полевых условиях неких психотехнологий массового воздействия?        
blog comments powered by Disqus
baner 1
при использовании материалов ссылка на Выборы.org обязательна.

© 2002—2018 «Выборы.ORG»