Войти с помощью

Архив
28 декабря 2002

Закарпатье - вчера и сегодня

30 декабря 1938 года было введено официальное название Карпатская Украина для административной единицы Чехословакии, до этого носившей название Подкарпатская Русь, Подкарпатье, Карпатская Русь, Закарпатская Русь, Угорская Русь. Этим было признано, что Закарпатье является украинской территорией. К тому времени в результате немецкой агрессии чехословацкая федерация практически перестала существовать. С этого момента начинается самостоятельная история украинского государства по ту сторону Карпат.        Закарпатье одна из частей Украины, практически не влияющая на политическую жизнь страны. История и культура самого западного форпоста страны, остается неизвестной не только для мира, но и для большинства украинцев. Долгое время отделенный от центров украинской жизни, находясь в изолированном горами уголке, регион всегда участвовал в европейских событиях, более, нежели в украинских. В то же время, при всем влиянии инородных культур и колонизации Закарпатья агрессивными соседями, здесь сохранилось много искони восточнославянских элементов культуры, и родилось движение, отстаивающее самостоятельное развитие «русинов» (самоназвание автохтонного населения Закарпатья) наряду с 3 восточнославянскими народами.     Закарпатье принято причислять к Западной Украине, но по своим политическим воззрениям, культурной среде оно представляет отдельный мир. Результаты голосования на референдуме 90-го об отношении к выходу Украины из СССР, здесь были аналогичны результатам в Восточной Украине, а не соседней Галичине. С конца 80-х в Ужгороде набирали силу региональные сепаратистские тенденции. Ставшие периодом возрождения разнообразнейших течений, оформившихся еще в довоенный период эти годы, стали временем окончательной гибели идеи автономии Закарпатья в составе Украины.    Сегодня, политический портрет региона переменился. Местные движения уже не будоражат головы граждан. Русинский вопрос снят с повестки дня, по крайней мере, в самом Ужгороде. А многочисленные деятели разнообразных русинских правительства и комитетов в одиночестве заседают в офисе «Общества имени Духновича», или, перессорившись, занялись поиском хлеба насущного в одном из самых экономически отсталых регионов страны.    Имевшая шансы стать отдельным государством во время бурных событий начала прошлого века, почти ставшая им в 1938 году, Подкарпатская Русь, остается целью немногочисленных, но всё же существующих групп. Соседние Словакия и Венгрия не против появления такого соседа. Конечно, он потребует помощи с их стороны, и время от времени правые обеих стран подкидывают дров в тлеющий огонь.    Сформировавшаяся в начале ХХ века русинская диаспора Северной Америки (экономическая ситуация в Австро-Венгрии и тогда толкала жителей Закарпатья к заработкам по всему миру) стала средой появления в 20-х годах политического русизма, отстаивающего идею создания в Закарпатье независимого государства. И если в течение века Закарпатье укрепляло связи с Украиной, усиливали влияние украинские национальные организации, то русинская диаспора сформировала свой мир, и не была поглощена украинцами США и Канады.    В Торонто находится центр наиболее активного, но оторванного от Закарпатья русинского течения. Его лидер – заведующей кафедрой украинской и русинской истории местного университета профессор Пол Магочи привлекает наибольшее внимание международных правозащитных организаций и интересующихся русинской проблемой.    Для непосвящённого «русизм» является чем-то единым. Реально под термином сегодня принято объединять разные по ориентации течения:    1) провозглашающее, что русины, являются независимым народом наравне с русскими, украинцами, белорусами, отстаивающее независимую от Украины политическую традицию Подкарпатской Руси. Течение, вобравшее в себя много москвофильских элементов ХIХ века, ориентировано на сотрудничество с Россией.    2) прословацкое. Хотя и имеет ту же теоретическую базу, что и первое, но ориентируется на положительный опыт автономии Закарпатья в составе Чехословакии в 1920-1938 годах. Словакия поддерживает русинское движение, признавая русинов на входящей в ее состав части Закарпатья национальным меньшинством, содействует его развитию на государственном уровне. Течение популярно в среде русинской диаспоры. Его активным деятелем является Пол Магочи (словак по матери)    3) мадьярофильское, ориентированное на Венгрию и пропагандирующее концепцию происхождения русинов в результате славянизирования венгерского по этническому происхождению населения. В Закарпатье, в соответствии с канонами мадьярской истории, венгры обрели новую Родину.    4) украинское, признающее русинов этнической группой в составе украинской нации и отстаивающее необходимость сохранения русинской культуры, наречия (которое остальные течения считают отдельным языком). Это течение активно сотрудничает с украинскими организациями. А его активный представитель предприниматель и профессор местного университета Павел Чучка занял 2 место на недавних выборах мера Ужгорода.    Созданное в 1993 году «Правительство Подкарпатской Руси», напугало не только украинские силы, но и заставило многих в Европе серьезно отнестись к желанию русинов создать собственное государство. О нём писали в европейских газетах, вспоминая о сметенном 2 мировой и забытом государстве в самом центре Европы. Но кроме нескольких пресс-конференций в Братиславе и Пряшеве (центр русинской и украинской жизни Словакии), конфликтами за раздел министерских постов оно не отличилось, сразу же потеряв доверие даже в русинской среде.    Оно продолжает существовать, принимая заявления и обращения к международным правозащитным организациям. Самым интересным в его работе, является декларация об объединении со скандально известным виртуальным Доминионом Мелхиседек. Деятелям этого несуществующего государства долгое время удавалось выдавать паспорта, регистрировать банки, кампании, убеждая клиентов, что государство находится на одном из островов Тихого океана. Пару лет назад, на сайте доминиона можно было найти информацию о самой значимой части «федерального государства» - Подкарпатской Руси. На административной карте Мелхиседека, в его владения были включены не только Закарпатская область Украины, но и некоторые территории Словакии, Венгрии, Польши и Румынии, на которых проживают русины. Официальным языком государства наряду с английским и древнееврейским («государство» имеет религиозную окраску, вместо Конституции - Библия) является русинский. Подобные связи свели правительство Закарпатья в разряд несерьезных, экзотических, к которым несерьезно относятся даже вездесущие правозащитные организации из Европы, на первых порах поддерживающих требования русинов.    В отличие от неудачного опыта наших современников, попытки их предшественников заслужили на то, чтобы войти в историю. Хотя государственные образования ХХ века, появившиеся в результате исторического случая, не могут похвастаться долгим опытом государственного строительства.    С началом развала Австро-Венгрии разнообразные силы начали предпринимать попытки создания собственных органов власти в Закарпатье. Наиболее активным было духовенство, православное и греко-католическое ориентированное на Россию или Венгрию. Возникла и идея возрождения Подкарпатской Руси – края входившего в состав древнерусского государства. Но желающего занять трон и создать независимое государство так и не нашлось. 21 января 1919 года Собор Русинов (народные сборы) в которых взяли участие 400 депутатов со всего Закарпатья, провозгласил об объединении края с Украинской народной республикой, до падения которой оставалось немного.    После первой мировой войны Закарпатье стало известно на международной арене в последствии Сен-Жерменского договора, который предоставил ему отдельный статус в рамках Чехословакии, несмотря на противодействие Венгрии. Только его восточные окраины по реку Березаву, заняла Румыния. Использую борьбу между двумя течениями народовецко-украинской и русофильской, затягивая предоставление автономии, и назначая губернаторами представителей разных течений, Чехословакия контролировала ситуацию в крае.    Подписание 30 сентября 1938 года Мюнхенского пакта означало крах чехословацкого государства, но открывало путь к независимости Закарпатья, которое ориентировалось на протекторат Третьего рейха. 8 октября 1938 года, действующие на Закарпатье, и представляющие две ориентации Украинская и Руская рады на общем собрании создали Национальную Раду Подкарпатской Руси и потребовали немедленного создания автономного правительства. 11 октября Прага утвердила предложенный состав закарпатского правительства возглавляемого русофилом Андреем Бродием. Следующий премьер Августин Волошин, занимал проукраинскую позицию. 30 декабря 1938 была введено новое название края – Карпатская Украина.    12 февраля 1939 года состоялись выборы в парламент края - Сойм, но к участию в них было допущено только Украинское Национальное объединение. Еще раньше от руководства в крае были устранены все неукраинские силы. Победитель выборов был известен заранее. Германия после долгих консультаций и изучения вопроса не поддержала создание Карпатской Украины, и впоследствии Венского арбитража 2 ноября 1938 в пользу Венгрии отошли Ужгород, Мукачево и Берегово с прилегающими районами.    15 марта Сойм Карпатской Украины ратифицировал решение о провозглашении независимости государства, но еще в ночь с 13 на 14 марта венгерские войска вторглись на территорию края.17 марта последние его защитники прекратили сопротивление, а правительство эмигрировало.        В 1944 году, после освобождения края советскими войсками, по инициативе новой власти, здесь было создано очередное государственное образование – Закарпатская Украина. В вопросе присоединения Закарпатья, Советский Союз действовал по всем канонам международного права. В 1945 состоялись народные сборы, «представляющие всех жителей Закарпатья» и принявшие решение о вхождение края в состав УССР. Так силами Москвы был окончательно решен вопрос принадлежности Подкарпатской Руси, а вместе с ним и ликвидировано русинское движение.        Сейчас проблемы выживания интересуют жителей Закарпатья, намного больше вопросов развития собственного языка или перспектив государственной независимости. На этом фоне, всё более набирают сил общины венгров и словаков, и если территориально Закарпатье все еще часть Украины, то не исключено, что в ближайшее время культурно и экономически Киев потеряет свой островок за Карпатами.    Венгрия, экономические успехи которой позволили задуматься не только о хлебе насущном, всё больше устремляет свою материнскую любовь к области, где венгры начали свое освоение Европы. Обильно появившиеся на Закарпатье венгерские школы, пополняются учениками не только за счёт этнических мадьяр. Родители украинского, цыганского и словацкого происхождения стараются отдать свои детей в такие школы. В украинских учреждениях не хватает учебников, ни говоря уже о бесплатном питании и тепле, которые являются нормой в школах поддерживаемых венгерскими организациями и правительством. Подобная ситуация наблюдается не только в тех районах где венгры составляет значимую часть населения.     Большой уровень безработицы среди населения, отсутствие финансирования социальной сферы (область является дотационной) отправляют население на заработки в Венгрию, Чехию и Словакию. Введённый Венгрией статус заграничного венгра, и готовящаяся подобная практика со стороны Словакии, дающая возможность без труда пересекать границу по несколько раз на день и дающая статус равный гражданину государства, делают свое дело. Все больше коренных закарпатцев ради получения «второго паспорта» соглашаются отказаться от своих корней. Продвижение венгерских предприятий на Закарпатье, активная робота венгерских предпринимателей, поддержка на правительственном уровне венгерского образования и культуры уже сейчас дают свой результат. Венгрия двигается на восток.    Парламенту в Будапеште после долгих прений и протестов правой его части (из-за наличия пункта об отсутствии территориальных претензий) удалось ратифицировать договор о дружбе и сотрудничестве с Украиной. Несмотря на это, активно используются все формы втягивания региона в орбиту венгерских интересов. Венгерское меньшинство активно включились в политическую жизнь Украины, выдвинув предложение о создании двух избирательных округов на территории компактного проживания венгерского населения. Это позволит избирать собственных депутатов в парламент.    К тысячелетию обретения венграми Родины, по инициативе венгерских организаций был установлен памятный знак в Карпатах, возле села Воловец там, где Закарпатье граничит с остальной территорией Украины. На той же горе в 1939 в бою с венгерскими войсками погибли бойцы «Карпатской сичи» - последние защитники Карпатской Украины. Конфликт, вспыхнувший вокруг соседства двух памятников, был исчерпан силами неизвестных – уничтоживших венгерский знак. Но разговоры о его возобновлении не прекращаются.    Отдельная от украинской, и подчиняющаяся непосредственно Риму, Закарпатская греко-католическая церковь, находится под влиянием разнообразных, в том числе и венгерских сил. И только православие, традиционно противостоит мадьяризации.    Что ждет Закарпатье в будущем? Будет ли донесена до потомков самобытная народная культура, наречие (или же язык)? Вне зависимости от убеждений и ориентации, большинство закарпатцев понимает, что только экономический подъем может позволить региону самому решать свою судьбу.

blog comments powered by Disqus
baner 1
при использовании материалов ссылка на Выборы.org обязательна.

© 2002—2018 «Выборы.ORG»